Покупайте с выгодой
Авторизуйтесь по номеру телефона, и мы найдём вашу карту лояльности или создадим новую. С картой вы сможете:
  • назначать скидку 20% на любимый продукт
  • получать 6 персональных скидок каждый день
  • пользоваться скидками программы лояльности
  • оформлять возврат онлайн
Высокое овощное искусство: император-кабачок и другие арт-шутки

Высокое овощное искусство: император-кабачок и другие арт-шутки

526
Высокое овощное искусство: император-кабачок и другие арт-шутки

При виде осенних прилавков с ярким разнообразием овощей и фруктов трудно не выдохнуть: «Вот это натюрморт!» Да, можно совсем не разбираться в живописи, эпохах и стилях, но отличить натюрморт от портрета сможет, пожалуй, каждый.

Хотя с работами этого художника, возможно, выйдет заминка: как, скажите, назвать изображение монарха, собранное из кабачков и репы? Непростую задачку задал зрителю итальянский художник позднего Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Тем и интересен!

Сначала каноны, овощи потом

Как и его современники, потомственный художник Джузеппе Арчимбольдо начал карьеру с религиозных сюжетов. Вместе с отцом, Бьяджо Арчимбольдо, он трудился над эскизами витражей на тему жития св. Екатерины Александрийской для Миланского собора (до 1557 года).

Еще больше статей и рецептов в нашем Телеграм-каналеТелеграм-канале

Также известно, что ему принадлежат эскизы гобеленов, хранящиеся в г. Комо. На этом масштабные работы с классическими для Ренессанса религиозными сюжетами и точно установленным авторством Джузеппе заканчиваются. Есть те, что приписывают его кисти с разной степенью уверенности. Но, судя по словам друга и биографа художника Паоло Мориджиа, талант молодого Арчимбольдо всё-таки был признан, и мастер имел несомненный успех.

«Это художник редкого таланта, также весьма сведущий в других дисциплинах; доказав свои достоинства как художника и экстравагантного живописца не только на родине, но и за границей, он снискал наивысшие похвалы, и слава о нём дошла до германского императорского двора» (из кн. В. Кригескорте «Джузеппе Арчимбольдо. 1527—1593»).

Гораздо большую известность Арчимбольдо приобрел как «арт-директор» при дворе австрийского императора Максимилиана — миру художник известен благодаря мастерским оптическим иллюзиям, картинам-шуткам и декораторским работам.

Рассылка о вкусном и полезном
Узнавайте больше о наших продуктах, новостях и выгодных акциях
Готово
Скоро пришлем вам первое письмо
Не получилось
Пожалуйста, попробуйте подписаться еще раз

Плодово-выгодный придворный

Каким ветром Арчимбольдо в 1562 году занесло из Милана в Вену, история умалчивает. Есть мнение, что приглашение поступило от императора Фердинанда I, поклонника его творчества, а затем его преемник Максимилиан II предложил Джузеппе (или, как он стал себя называть на немецкий лад, Йозефу) место одного из трёх придворных художников.

Вот тут-то сюрреалистические идеи и декораторский талант Арчимбольдо расцвели, как весна на одноимённом портрете-коллаже.

Визитной карточкой художника стал именно этот жанр, поражающий воображение зрителей — и в далёком XVI веке, и в нашем XXI.

«Весна» — одно из четырёх аллегорических полотен в серии «Времена года». «Времена» были подарены императору Максимилиану на Новый, 1569 год. Это было совершенно новое слово в искусстве: картины можно рассматривать часами, настолько точно и скрупулёзно выписаны плоды и цветы, складывающиеся в человеческий профиль. Даже современные биологи идентифицировали в «Весне» порядка 80 растений.

В «Осени» даже далёкие от науки с лёгкостью узнают морковь, репу, тыкву, сладкий перец, оливки, виноград, сливу, гранат — отличный набор для овощного рагу. Вот здесь предлагаем целых 7 рецептов — пользуйтесь осенними дарами на здоровье.

Серия была повторена как минимум дважды — картины преподносились в дар главам союзных государств. А вслед Арчимбольдо получил заказ от Максимилиана на новую серию подобных диковинок — художник назвал её «Элементы»: «Воздух», «Вода», «Земля», «Огонь».

Впечатлившись невиданным доселе творчеством, Максимилиан II решил устроить грандиозный маскарад, декорации и костюмы к которому он поручил разработать Арчимбольдо (император самокритично предстал «Зимой»).

Вот, например, костюм повара и дизайн причёски из сохранившихся эскизов:

Тыква, капуста, репа, горох — портрет императора вышел неплох

В первые годы придворной службы Арчимбольдо написал вполне классический «семейный» портрет Максимилиана II, его супруги Марии, дочери Анны и сыновей — Рудольфа (будущего покровителя художника) и малыша Эрнеста. Также сохранились и другие, «неовощные» портреты августейших особ и знати, которые демонстрируют высокое мастерство живописца и его вполне здравый ум.

Однако наиболее известный портрет монарха, принадлежащий кисти Джузеппе Арчимбольдо, — портрет Рудольфа II в образе римского бога растений Вертумнуса (приводим для сравнения и классический портрет кисти Дж. Хейнца). Художник собрал плоды всех времён года разом, подчёркивая тем самым божественную власть императора, в том числе и над силами природы.

Такое сравнение польстило Рудольфу, которого, кстати, прозвали Алхимиком за эксцентричность, склонность к мистике, интересу к оккультизму, алхимии, астрологии и различным диковинкам (собрал первую Кунсткамеру). Неудивительно, что живописная манера Арчимбольдо приводила монарха в восторг.

То, в чём некоторые ищут признаки психического расстройства художника, было его попыткой найти иные формы, манеру выражения в искусстве — новым мастерам нужно было как-то показать талант в ситуации «всё уже написано до нас», выделиться на фоне творений Да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других мастодонтов Высокого Возрождения. Так появился маньеризм (термин придумали гораздо позже) — кто-то называет его самостоятельным стилем, кто-то временным течением в искусстве, кто-то зачатками барокко. Но так или иначе, Арчимбольдо считают ярким представителем маньеристов, и да, он нашёл свой неповторимый способ выражения.

Овощи на блюде — получились люди

Наверняка большое удовольствие доставляли императору и всему двору совершенно особые по своему исполнению, невиданные полотна — картины-перевёртыши.

Тут художник сам себе поставил задачу, сложную вдвойне: вот аппетитный поросёнок на блюде, а поверни на 180 градусов — и вот уже на зрителя смотрит упитанный старик в берете — «Повар», возможно, этого поросёнка и приготовивший.

А эта картина названа лаконично — «Блюдо с овощами». Но Арчимбольдо не был бы самим собой, если бы не заложил подвоха. Надеемся, что это не было намёком на какого-нибудь слабохарактерного вельможу.

И ещё чуть-чуть перевёртышей — «Голова и корзина с фруктами»:

Упражнялся художник и в другом виде оптических иллюзий — антропоморфных пейзажах, то есть изображениях природы, зданий, в итоге складывающихся в лицо или фигуру человека.

Кроме того, известно и о его интересе к теории восприятия. Например, художник пытался выразить звуки через цвет, и наоборот — это были первые шаги к идее мультисенсорного восприятия. Так, по свидетельству современников, он выразил в виде цветовых пятен несколько аккордов. Века спустя связь звука и цвета оформилась в современную теорию хроместезии.

Людей, воспринимающих звук, цвет, форму, запах и даже вкус несколькими чувствами разом, называют синестетами. Например, для поэтов Рембо и Хлебникова звуки имели определённый цвет, а для композитора А.Скрябина разноцветными были музыкальные тональности: до-мажор — красный, ре-мажор — жёлтый, ля-мажор — зелёный.

Для художника Василия Кандинского имели звучание цвета.

Существует много изученных и не очень, распространённых и редких форм синестезии. Из редких, например, фиксируют цветное обоняние, когда запах ассоциируется с определённым цветом, или лексико-гастическую синестезию — звуки вызывают вкусовые ощущения.

Мультисенсорное восприятие окружающего мира — вещь исключительно интересная. На тему мультисенсорного восприятия, но только не живописи, а вкуса, предлагаем почитать статью «Почему круглое слаще» в нашей рубрике «Культура есть».

Творческому пути Джузеппе Арчимбольдо можно только позавидовать: снискал признание, славу и почёт при жизни, его гений был признан сильными мира сего, а их покровительство позволило художнику отдаться творческому поиску, не думая о куске хлеба. На склоне лет Арчимбольдо «вышел на пенсию», получив в дар от августейшего покровителя четырёхкратное годовое жалованье, и спокойно дожил до самой смерти в 1593 году на родине, в Милане.

Теперь его работы можно найти в Художественно-историческом музее Вены, габсбургском замке Амбрас в Инсбруке, в Лувре, многих музеях Швеции. В Италии его работы находятся в Кремоне, Брешии и галерее Уффици во Флоренции.

Предлагаем и вам, дорогие читатели, попробовать себя в искусстве оптических иллюзий — попытайтесь собрать из разнообразных осенних овощей, фруктов, цветов и листьев фигуру-перевёртыш и выложить результат в комментариях к этой статье. А если не получилось, не расстраивайтесь, ведь у вас под рукой окажется всё, чтобы приготовить целый осенний пир — яркий, аппетитный и разнообразный, как полотна Джузеппе Арчимбольдо.

Светлана Завалишина
Автор статьи
Скидка 20% на 6 товаров каждый день
Авторизуйтесь и укажите свой адрес, чтобы получить персональную скидку 20% на 6 случайных товаров